К началу

СОДЕРЖАНИЕ

При многообразных различиях в частностях        все эти свидетельства сходятся в основном — в констатировании трудностей и мук борьбы со своим косным «я»,         с недоче­тами индивидуального психо-физиологического    аппарата.

Далеко не всегда этот аппарат находится в надлежа­щем порядке. Различные обстоятельства могут тормозить его работу. Порою он похож, пользуясь образным выра­жением Н. Никитина, на разбитый в джазбанде рояль, которому трудно дать тон большой музыки.

Методика работы, имеющаяся у каждого художника и распространяющаяся на распорядок его трудового дня и бытового поведения, преследует в качестве одной из основных целей преодоление именно эти осложнений.

Но к ним не могут быть сведены все «муки творче­ства».

Как раз вторую категорию составляют те из них, ко­торые обусловливаются объективными причинами, коре­нящимися в сложности и диалектической противоречиво­сти действительности, познаваемой художником.

Когда говорят о «сопротивлении материала», о труд­ностях разработки плана и фабулы, о «неподатливости образов» (грибоедовское «шел в комнату — попал в другую»), о «муках слова», все это—выражения конкрет­ных трудностей, стоящих. перед художником в его позна­вании объективной реальности.

Во всех этих и подобных им явлениях «сопротивляют­ся» не герои, не фабулы и слова, не «материал», а, если можно так выразиться, сама действительность, или недо­статочно осмысленная художником или не укладываю­щаяся в рамки данного героя, данной фабулы, данной словесной системы.

Трудности адекватного выражения объективной действительности, коренящиеся в относительности нашего познания—вот подлинное основание «мук творчества» второго рода.

Художник Суриков говорил, что главное для него— композиция, выстроенная по тому «неумолимому матема­тическому» закону, который «можно только чутьем уга­дать, но который до того непреложен, что каждый прибавленный или убавленный вершок холста или лишняя доставленная точка разом меняют всю композицию».

Композиционная и архитектоническая целостность произведения, внутренняя логика образов, адекватность словесного выражения, все это—частные определения ос­новной закономерности искусства, которая должна быть отражением и выражением закономерности объективной действительности. Трудно не видеть, каких усилий и на­пряжения должна стоить художнику возможность, хотя бы относительная, пробиться, «доработаться» до этой «художественной правды».

Справедливо говорит Гончаров: «... Не понадобится быть самому автором, чтобы рассудить и решить о том невидимом, но громадном труде, какого требует построе­ние целого здания романа! Одной архитектоники, т. е. постройки здания, довольно, чтобы поглотить всю умст­венную деятельность автора: соображать, обдумывать участие лиц в главной задаче, отношение их друг к другу, постановку и ход событий, роль лиц, с неусыпным контролем и критикою относительно верности или невер­ности, недостатков, излишеств и т. д. Словом — с'еst une mer а boiге!»

Вот что сообщает о рукописи «Жанны д'Арк» ан. Франса его секретарь П. Гзелль:

2 И. А. Гончаров. Лучше поздно, чем никогда. Собрание со­чинений, т. 8, М., Гослитиздат, 1955, стр.

«Анатоль Франс готовился напечатать свою «Жанну д'Арк».

Она стоила ему двадцати пяти лет работы...

Каждая страница была подскоблена, переправлена, изрезана ножницами.

Такова манера мэтра.

 
Hosted by uCoz
 

Вверх


Hosted by uCoz>